Текстовая версия выпуска
Он: Здравствуйте. Бесславные кинокритики продолжают славить и критиковать. Сегодня мы обратим наше внимание на премьеры этой недели.
Она: Здравствуйте.
Он: Итак, на этой неделе всё еще хуже, чем в папке «Фильмы» в компьютере руководителя канала ТВ3. Начнем мы с «Репортажа из преисподней». Это испанский прошлогодний фильм режиссера Хайме Балагуэро. Этот человек похож на ведущего программы «Такси» на телеканале ТНТ. Первая часть этого фильма вышла несколько лет назад. Она также и называлась. Там речь шла о человеке, который является телевизионным корреспондентом. Он вместе со спасателями и камерой отправляется в старый таинственный дом, и начинается жесть.
Она: Я смотрела трейлер. Там прикольно, они как в Quest лазают по этим коридорам, на них сваливаются мертвецы.
Он: В принципе европейцы снимают достаточно отрадные фильмы ужасов и трейлеры. Будем надеяться, что этот фильм понравится любителям жанра. Шрек 2010 года. Режиссер фильма: Майк Митчел. Это кинорежиссер, автор высокоинтеллектуальных комедий таких, как «Мужчина по вызову», «Высший пилотаж» и «Пережить Рождество». Как обещают, это заключительная часть приключения типичной компании из старинных голландских сказок: огромный зеленый орк, ослик, жирный кот и печенюшка.
Она: Я думаю, трейлер все видели, потому что его показывали чуть ли не за полгода до показа фильма в кинотеатрах перед каждым фильмом.
Он: Мне отрадно, что мой любимый телевизионный канал решил показать это всё за неделю до премьеры.
Она: Да, было такое, в переводе Гоблина.
Он: Любителям этого жанра, семьянинам, тоскующим по первому школьному Шреку и тому, кто покупает всякие безделушки с изображением этого зеленого существа посвящается. Я думаю, что кассу они сделают и громко хлопнут дверью. Кроме этого фильма выходят 3 ленты в ограниченном прокате в самом что ни на есть ограниченном прокате. Это «Я не мессия» - новый фильм Монти Пайтон. По сути, это видеоконцерт, оратория по мотивам оперы Генделя Мессия и фильма Брайна. В Москве он шел вчера в кинотеатре «Ашхабад».
Она: Там, по-моему, слоган «Веселее, чем у Генделя».
Он: Да, как-то так. Любителям Монти Пайтона стоит еще раз пересмотреть Брайна. Это юбилейный выход в свет.
Она: Сколько им стукнуло? 40?
Он: Да. Кроме того, выходит еще один фильм режиссера Бон Джун-хо.
Она: Фильм «Мать» по мотивам романа Горького «Мать».
Он: Саша, какие ты знаешь фильмы, в которых упоминается слово «мать»?
Она: Я знаю советский фильм, который называется «Мачеха». Был такой душещипательный фильм с актрисой-блондинкой. Крутое кино.
Он: Перис Хилтон?
Она: Мачеха! Ты что не смотрел этот фильм про девочку и мачеху?
Он: Я помню фильм «Мама», где козу играла Людмила Гурченко, а Боярский играл волка.
Она: Был такой. Разве он так назывался?
Он: Да. Еще есть фильм «Мама, не горюй». Вспоминай, какие были еще. Был «Моя вторая мама».
Она: Это был душещипательный мексиканский сериал. Пожалуй, всё. У нас тема материнства в кинематографе не пропагандируется.
Он: Итак, это новая корейская драма о матери, мстящей за своих детей. Выходит французская драма «Завтра на рассвете» режиссера Деркота. Это фильм о взаимоотношениях двух братьев, одного из которых играет Венсан Перес, второго Жереми Ренье.
Она: По-моему, бред какой-то.
Он: Мне сюжет очень понравился. 2 брата, один из которых живет в четком реале, а второй занимается реконструкцией военных действий.
Она: У них дуэль?
Он: Получается, что один жестче другого. Мне завязка очень нравится.
Она: Помнишь, в третьем сезоне Californication была смешная дуэль? Там декан занимался реконструкцией военных действий. Несчастный Хэнк Муди попал под раздачу.
Он: Там было супер. Я ожидал, что там будут боевые патроны, но, к сожалению, в сериале они оказались небоевыми. Кстати, Californication гораздо лучше, чем «Завтра на рассвете».
Она: Ты же не смотрел «Завтра на рассвете».
Он: Я смотрел Californication.
Она: Это не дает тебе права давать такие утверждения.
Он: Кто может расширить свой кругозор и у кого есть возможность сходить в кинотеатр, который показывает кино не для всех, «Завтра на рассвете» смотрим и сравниваем с сериалом «Californication» 3 сезон.
Она: А сегодня, господа, мы решили немного отойти от темы еженедельных новинок и премьер и рассказать вам бодро, задорно, по-весеннему в честь хорошей погоды о самых невменяемых фильмах Российского кинематографа. Это будет 9 картин. Об этих фильмах я могу говорить бесконечно, потому что я люблю треш, особенно русский треш. Он близок моему сердцу, разуму. «Русский треш бессмысленный и беспощадный» - тема, которую мы хотим освятить.
Он: Я выступаю в качестве антагониста, потому что я не приемлю этот жанр. Что такое треш?
Она: В киноиндустрии есть термин «trash movies». В России он носит немного другой смысл. У нас треш – бессмысленные фильмы, снятые «чисто поржать» в приходе, состоянии ломки – фильмы не о чем, снятые под веществами. Сложился почему-то такой стереотип. Я хочу развенчать этот миф. На самом деле, это настоящее искусство, на грани искусства. Иногда это эпатаж ради эпатажа. Тем не менее, в русском кинематографе такие фильмы есть, и они зачастую становятся новым словом в кинематографе.
Он: Твое понимание определения слова «треш»? Есть какие-то приметы?
Она: Конечно, во-первых, чаще всего эти фильмы в народе называются «чернухой», то есть, это фильмы с неоправданным количеством крови, извращений. Безусловно, это эпатаж, пощечина общественному вкусу, то, отчего тянет блевать. Можно сказать, что треш – «Эдвард Руки-Пенисы». В российском кинематографе это экзистенциальные фильмы – драмы с глубоким смыслом.
Он: Давай так. Фильм «Чистилище» Невзорова – треш?
Она: Саша, треш неподготовленному человеку кажется полным бредом и бессмыслицей.
Он: Хорошо. Я не об этом спрашиваю тебя. Был фильм «Чистилище». По тому, что ты рассказала, он является трешом.
Она: В этом фильме есть смысл?
Он: Это очень социальный фильм. Ты его помнишь.
Она: Конечно, но это не треш.
Он: Там жутко много мяса, чернуха и так далее.
Она: Честно признаться, я не смотрела фильм «Чистилище», я не могу его отнести к какой-то категории.
Он: Всем нам в детстве не давали его смотреть. Это безумная жесть.
Она: Я слышала об этом. Для меня треш – нечто на грани стеба, когда непонятно, что хотел сказать автор, постебался ли он или там или есть какой-то глубокий смысл.
Он: То есть, для тебя треш – это когда непонятно, постебался ли там автор или нет.
Она: Для тебя «Антихрист» - треш?
Он: Конечно, нет.
Она: Почему?
Он: Антихрист несет в себе в очень провокационной манере определенный мотив.
Она: Ты сказал правильную вещь по поводу провокации. Среди фильмов, которые мы сегодня будем обсуждать, есть высокохудожественные фильмы с сюжетом, моралью, высокой идеей, но они кажутся запредельно странными, они находятся немного за гранью кинематографа. Мне кажется, это чисто интуитивное понятие.
Он: Хорошо. Мы к этому придем. Ты выставляешь гипотезу о том, что все фильмы этого жанра имеют подтекст и глубокий смысл?
Она: Нет, не все.
Он: Можешь переходить к тексту.
Она: Я хочу сказать о том, что будет не только чистый треш, но и фильмы, которые завоевали кучу разных премий на различных международных и российских фестивалях. Просто они выбиваются из ряда массового кинематографа и даже из ряда артхаусного кино, потому что грамотное, красивое, тонкое, изящное артхаусное кино типа фильма «Дикое поле», «Кислород и эйфория» - это артхаус, но трешом их назвать ни в коем случае нельзя. Треш – всегда провокация, эпатаж, жесть, чернуха, мясо, кровь, извращения – когда режиссер пытается заглянуть в подсознательную сферу.
Он: Что-то с фрейдизмом связано?
Она: Естественно. Здесь такой фрейдизм! Это то, на что и ставят большинство режиссеров этих фильмов. Давай перейдем к анализам. Если человек считает себя причастным к миру кинематографа, то он должен знать, что есть такие фильмы. Некоторые не могут смотреть эти фильмы, но есть любители и тонкие ценители. Я отношу себя к их числу. Итак, фильмы, о которых я хочу сегодня сказать, расставлены по хронологии. Начинаются они с конца 80-х, когда в России начался хаус, разруха, полное непонимание того, что происходит. Именно в этот момент начали рождаться эти шедевры. О большинстве из них вы, наверное, не слышали. Пожалуйста, посмотрите, они действительно очень крутые! Первый фильм, о котором я хочу рассказать – фильм «Посвящённый» 1989 года. Это первый фильм Олега Тепцова, который знаменит своим вторым фильмом «Господин Оформитель». Я наврала. Дебютным фильмом стал «Господин Оформитель» - театральный модерновый, красивый, странный и мистический фильм.
Он: «Господин Оформитель» я смотрел, и мне он понравился.
Она: Мне кажется, «Посвящённый» тебе бы тоже очень понравился. Он был снят на Ленфильме. Я хочу рассказать историю о том, как я с ним столкнулась. Я пошла в андеграудный киноклуб «Борей» на Литейном проспекте в одиночестве. Когда я вышла оттуда, у меня произошел кризис мировоззрения, я начала искать этот фильм. Его негде невозможно было найти, я нашла в интернете информацию о том, что его якобы можно купить на горбушке. Нигде на торрентах его было не скачать. Этот фильм был утерян, как только его сняли. В 90-х годах он пропал, и никто о нем не вспоминал. Прошло года 2 с тех пор, как я его посмотрела. Сейчас он выложен на торрентах. Спасибо человеку, который нашел его в какой-то московской локальной сети, оцифровал и выложил. В общем, его можно посмотреть в ужасном качестве, но, тем не менее. Жанр этого фильма сами создатели определили как мистическая фантасмагория. Вообще все фильмы, о которых я сегодня буду говорить – одна сплошная мистическая фантасмагория, так как мистическая фантасмагория – один из моих любимых жанров. Сейчас мы снова обрели его для отечественного кинематографа. Я считаю, что мы должны этим гордиться. Сценарист этого фильма – знаменитый Юрий Арабов. Он написал сценарии для фильмов Сакурова, фильмов «Господин Оформитель», «Спаси и сохрани», «Молох», «Телец», «Солнце» - шедевры отечественного кинематографа. Он написал сценарий к моему любимому сериалу «Дело о мертвых душах». Ты, Саша, тоже его смотрел. Каждый из команды, которая работала над этим фильмом, заслуживает отдельных похвал, обожания и преклонения. Автор музыки Сергей Курёхин. Я думаю, что Сергей Курёхин – человек-саундтрек для всего нашего сегодняшнего подкаста. В 90-м году фильм засветился на Берлинском кинофестивале. Действие происходит на окраине Ленинграда, съемки велись на Ленинградском Керамическом заводе. Это полнейший треш, развал, хаус 80-х, коммуналки. Во всём этом полунаркотическом бреду находится главный герой – красивый молодой человек, которого играет Гор Оганисян, знаменитый московский художник. Он находит дореволюционную книгу, посвященную магическим ритуалам народов Африки, и в нем открывается сверхъестественный дар: он может убивать людей усилием воли. Здесь и начинается киберпанковая борьба добра и зла. Он делает вызов злу в персонифицированном виде театрального актера Фролова – воплощение дьявола. Его играет Александр Трофимов, который играл кардинала Ришелье в «Трех мушкетерах». Добро терпит крах. Финал фильма я вам не буду рассказывать. У меня нет слов! Это кино, которое нужно посмотреть. Он снят на грани болезненности, нервозности, ущербности. Это заглядывание в подсознание.
Он: Напомни режиссера.
Она: Это Олег Тепцов. После этого он не снимал никаких фильмов. В главных ролях: Любовь Полищук – мать Володи, Сергей Маковецкий. Сергей Маковецкий молодец: он снимается во многих фильмах, которые я люблю. Это готичное кино 80-х.
Он: В нем есть треш?
Она: Я считаю, что в этих фильмах есть треш именно в работе по картинке, в построении кадра, в операторской работе. Там есть связанный сценарий, сюжет.
Он: Я смотрел «Господина Оформителя». Это очень не похоже на всё остальное кино 80-х. Поэтому это треш?
Она: Нет. Была куча других трешовых фильмов той эпохи, которые я не смотрела.
Он: Чем это треш по сравнению с «Зеленым слоником»?
Она: «Зеленый слоник» - отдельная статья, отдельная тема для разговоров. Для меня это треш в восприятии сегодняшнего человека. Может, тогда это было простое кино. Мне кажется, у молодых людей, которые смотрят его сейчас, должен быть эстетический шок. Восприятие сегодняшнего зрителя – треш.
Он: Я всегда гордился и дорожил значением слова «треш». Есть норма, отклонение от нормы со знаком «+» и со знаком «-».
Она: То есть, для тебя треш – отклонение со знаком «-»?
Он: Нет, треш посередине.
Она: Я бы не стала раздавать такие однозначные оценки и навешивать ярлыки. Я говорю, что в общем потоке киноиндустрии для меня эти фильмы содержат какой-то элемент трешовости. Я не говорю, что «Посвященный» - треш. Нет! Это просто иное кино, стоящее в другом ряду. Его можно назвать трешом, артхаусом – как угодно. Этот фильм нельзя сравнивать с «Зеленым слоником». Я буду говорить о фильмах из разных лакун киноиндустрии. Может быть, они друг с другом и не соотносятся, но они и не соотносятся со всем остальным продуктом, который выходил.
Он: Да, конечно, это непохожее кино. Назовем его советским артхаусом. Давай дадим ярлычок «треш» только тем фильмам, которые реально треш.
Она: Для меня «Посвященный» - треш. Развалины Ленинградского завода, коммуналки надо видеть! Это выносит мозг!
Он: Просто есть необычность, а есть жуткая необычайность. Для 1987 года это может быть жуткой необычностью.
Она: Саша, здесь есть элемент магичности, непонятности, фантасмогоричности – всё это уводит от реальности. В этом и есть процент особости и уникальности такого жанра.
Он: Хорошо, смотрим фильм «Посвященный».
Она: Да. Можно долго спорить. Мне кажется, что для зрителя сегодняшнего дня, который не жил в культуре 80-х и 90-х, это будет откровением и трешом.
Он: Прекрасно.
Она: Следующий фильм – «Научная секция пилотов». Все эти фильмы грустные, сложные, тяжелые, они напичканы символами, смыслами. В них хрен разберешься. Жанр определен как триллер-детектив. Пусть будет так! Я бы назвала этот фильм киберпанком 90-х. Режиссер и сценарист этого фильма – Андрей И. Оператор – чудесный, удивительный и превосходный Игорь Клебанов. За этот фильм он получил две премии за операторскую работу: Киношок и Ника.
Он: Ленинская.
Она: Да, практически. Композитор Сергей Курехин. Я его обожаю. Я считаю, что он гениальный композитор. Фабула такова: серия кровавых убийств в московском метро, паника, хаус, следствие сбито с ног, Спецназ в растерянности. Группа исследователей, которые, наверное, и считаются «научной секцией пилотов», пытаются это расследовать. Название не особо связано с сюжетом. Главную роль в этом фильме играет знаменитый музыкант Анатолий Крупнов. Это его единственная роль в кино, он основатель группы «Черный обелиск», он уже погиб. На память его поклонникам осталась эта чудесная роль, он ее круто сыграл. Все актеры играют замечательно, операторская работа на высоте. Мрачность, готика, атмосферность Москвы 90-х, убийства, кровь, изощренность смешаны с адской философичностью и насыщенностью. Фильм очень сложный, он несет огромную смысловую нагрузку. Многие не понимают, что это, есть смысл или нет, есть разгадка или нет. В нем, естественно, открыт финал. Многие считают, что этот фильм бессмысленный, ни о чем. Для меня это один из основных стереотипных признаков того, как люди понимают треш. Я не думаю, что режиссер стал бы ради бессмыслицы снимать этот фильм. Это киномистика, ужасы, своеобразная эстетика. Мне кажется, что треш – смесь грязи, чернухи, утрированности, доведенности до абсурда всех самых низменных качеств человека. Выпуклостью, объемностью он несет очистительное начало. Я считаю, что треш – очищение. Надо очищаться трешом и испытывать катарсис. Как смеховое начало, это очищение. Комедия дает эмоциональную разрядку и прочищает сознание. Точно так же, мне кажется, эти картины за гранью кино несут в себе какое-то очистительно начало.
Он: Грязевые ванны?
Она: Можно сказать и так. Я бы сказала, что треш кино – очищение грязью. Когда вскрываются все подсознательные вещи человеческой природы и показываются в виде визуального ряда, это несет какой-то эффект просветления сознания. Это моя точка зрения. Кто-то считает это бредом. Следующий фильм, насколько я знаю, Саша смотрел. Это фильм 1998 года, драма Алексея Балабанова «Про уродов и людей». Он же написал сценарий и, как он сам признается, это его лучшая работа. Он говорил, что он снимал все свои массовые фильмы: «Братья» и так далее, только для того чтобы заработать денег на такое произведение искусства, как фильм «Про уродов и людей». Фильм снят в черно-белой манере, даже в сепии. В главных ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, чудесная Динара Друкарова, в эпизоде появляется Юрий Гальцев. Оператор Сергей Астахов, отдельное «УРА» операторской работе. Серебряный век, полнейший декаданс – всё это представлено в изысканной форме порнофильма. Нам показываются две семьи, и появляется демонический инфернальный Иоган, которого играет Маковецкий, владелец фотостудии и фотографического театра Маркиза де Сада. Они делают изысканные садомазо открытки, нам постоянно показывается отбывающий поезд как символ уходящей эпохи. Петербург показан безлюдным пространством, иной планетой. Это битва добра и зла. Там присутствует всепроникающая тема порока, дыхания смерти, растления малолетних, гниения, разложения. Всё это показывается вперемешку с эстетикой зла и красотой порока. Съемки проводились в Санкт-Петербурге, Выборге и Ярославле. Получил он премию «Ника» за лучший фильм, за лучшую режиссерскую работу и получил кучу призов на неделе фантастического кино в Малаге: Маковецкий как лучший актер, Астахов как лучший оператор и так далее. Таких фильмов этого жанра я больше не вспомню.
Он: А «Страна глухих»?
Она: Я не претендую на то, чтобы обозначить весь пласт киноиндустрии. Сегодня я говорю только о тех фильмах, которые я смотрела. Я слышала, что «Страна глухих» - крутое кино, но я его не смотрела. Здесь интересна сама манера съемки – полное погружение в ту эпоху. Это шокирующее кино. Я бы не сказала, что это эпатаж ради эпатажа. Мне кажется, это фан на грани отчаяния. Теперь поговорим о фильме «Зеленый слоник». Это фильм 1999 года. Жанр: ужасы. Я его смотрела в очень классной атмосфере: у нас был проектор, мы сидели на диване на кухне и смотрели его как в кино. Некоторые плевались и уходили. Мой друг сказал, что этот фильм нужно показывать в российских школах вместо сериала «Кадетство». Режиссер фильма – самая демоническая женщина российского кинематографа Светлана Баскова, которая носит безумные шляпы и ездит на черном Мерседесе. Она всё время снимает одних и тех же людей в своих фильмах. Она же создатель фильмов «5 бутылок водки», «Моцарт», «Голова», «Кокки - Бегущий Доктор» - чудесные фильмы, но «Зеленый слоник» - бренд, знак качества, символ Светланы Басковой. Это треш в чистом виде. Лучше не придумаешь! В ролях у нее Сергей Пахомов, Александр Маслаев (снимался в фильме «Голова»), чудесный-расчудесный Владимир Епифанцев, который не так давно был арт-директором журнала Elle, тролль российского андеграунда, поэт, музыкант, диски он записывает. Просто талантище! Как написано в аннотации на сайте Светланы Басковой, это «грязная манера» съемок. Действие происходит в армии в начале 90-х. Здесь всё: копрофелия, копрофагия. Копрофелия – сношение с использованием фикалий. Копрофагия – поедание их же. Ты смотрел этот фильм?
Он: Пощелкал.
Она: Анальные и оральные сношения, чернуха в чистейшем виде. Сейчас, мне кажется, такое уже не снимают, никто не отважится. Полный треш! Если вы готовы к этому, то посмотрите это путешествие в глубины человеческой природы. На официальном сайте написано, что в героях легко угадываются представители итальянской комедии «Дель арто». Это высокое искусство, господа! Живая камера добавляет эффекта присутствия. Как заявляют создатели фильма, родоначальники отечественной новой волны, абсурд запредельнейший. В официальной аннотации указано, что фильм посвящен высоким человеческим качествам: мужеству, чести, бескорыстию и мужской дружбе. Его критики называют «самым грязным фильмом тысячелетия». Для меня просмотр этого фильма – очищение грязью. Этот фильм – отечественная черта армии начала 90-х, что в ней может происходить. Для меня это фильм о свободе личности и о том, до чего может довести ограничение этой свободы.
Он: «Зеленый слоник» надо смотреть. У каждого появится свое мнение. Если это всё метафора, пендаль общественному строю, Правительству или социальному устройству, то она очень натуралистична. Мне, скорее, кажется, что это естество, которое стоит в том же ряду, что и сериал «Школа». Сериал «Школа» претендует на то, чтобы показывать ареал: как есть, так и есть.
Она: Я с тобой не соглашусь.
Он: «Школа» - претензия на то, как есть на самом деле. «Ранетки», «Кадетство» и всякая школьная хрень – туфта. По сути, в «Зеленом слонике» показывается претензия на правдивость.
Она: Нет.
Он: Значит, это метаформа?
Она: В «Зеленом слонике» показана уникальная ситуация, здесь не показана правдивость, а показано дно правдивости, то есть, то, что может случиться в единичном случае. Это же не происходит повсеместно. Помнишь, мы говорили про эстонский фильм «Класс», где в конце происходит расстрел детей?
Он: Да.
Она: Здесь мы тоже говорим о правдивости. Мы говорим о том, до чего может дойти человек в той или иной ситуации. В «Школе» в конце нет расстрела учеников, там показывается ежедневная, обыденная жизнь. В «Классе» показывается, до чего могут дойти эти школьники, но это единичный случай, край. Это не норма. В «Зеленом слонике» показано то же самое, то есть, то, что происходит за гранью. Сериал «Школа» нельзя сравнить с «Зеленым слоником». Его можно сравнить с «Классом». «Зеленый слоник» - то, до чего может дойти человек в системе. Дай Бог, чтобы не дошел.
Он: То есть, нам показывают самую нижнюю черту для того чтобы мы знали, как она выглядит?
Она: Это же всё-таки кино, нельзя говорить так однозначно. Я думаю, что в армии начала 90-х офицеры не вели такие разговоры и не поедали дерьмо, но, возможно, кто-то увидит что-то знакомое для себя. Мы живем в страшной стране, все это знают, просто одни не говорят об этом, а другие показывают это таким шоковым способом. Был фильм голливудский «Маркиз де Сад», там Кейт Уинслет играет девушку. Она говорит (по поводу очищения грязью), что она читает книги Маркиза де Сада, представляет себя на месте героинь, и это помогает ей сохранить нравственную чистоту в обычной жизни. В мире Маркиза де Сада она представляет себя развратной девушкой, она выплескивает свою энергию в этом мире фантазий, а в обычной жизни этот эскапизм помогает ей быть такой высоконравственной, чистой и непорочной девушкой. Мне кажется, эти фильмы о том же, они носят такой же эффект. Я считаю, что нужно иногда заглядывать за грань.
Он: Это 100%-ный треш?
Она: Да, 100%-ный.
Он: Я согласен.
Она: Это чернуха.
Он: Ты всё-таки воспринимаешь это как кино? Мне кажется, что это получасовой трешовый видеоролик. То, что это треш – абсолютно верно. Мне заело слово «треш», потому что один наш коллега на podfm недавно выложил подкаст о треше.
Она: Это Николай Воронов?
Он: «Я треш, фрик». Словами «треш» и «фрик» надо сильно дорожить. Значением этих слов тоже.
Она: Фильм «Про уродов и людей» Балабанова в английском переводе называется «Fricks and People» или как-то так.
Он: То, что здесь треш, абсолютно верно. Я бы поспорил над тем, называть это кинематографом или нет. То, что это снимается на камеру и показывается людям, говорит о том, что это кино.
Она: В любом искусстве есть свои представители-радикалы, которые могли бы снять красивое артхаусное кино, но они скандалисты, которые выражают свой протест, и они снимают так. В киноиндустрии должны быть задворки киноиндустрии. Саша, стихи Олега Григорьева – треш, искусство, поэзия?
Он: Поэзия.
Она: Это художественное творчество?
Он: Давай не будем спорить о высоком искусстве и об искусстве. Между ними есть границы.
Она: Есть авангардное, альтернативное искусство.
Он: Это тоже искусство?
Она: Я как раз-таки и ставлю этот вопрос: за гранью это искусства или нет?
Он: Я не удивлюсь, если монологи, которые произносят герои, не все прописаны дословно.
Она: Да, это импровизация чистой воды.
Он: Преимущественно импровизация.
Она: Саша, можно говорить о живописи. «Квадрат Малевича» - искусство или нет? Мне кажется, что это бесполезный спор. Это или доставляет, или нет. Тебе не доставляет, мне доставляет. Это чисто на уровне личного восприятия. Это на любителя.
Он: Любителем должен стать каждый. Или хотя бы зрителем.
Она: Я, например, стою на позиции, что нужно всё попробовать. Даже в Библии сказано «Пробуйте всё, но хорошего придерживайтесь». Я считаю, что нужно пробовать всё, смотреть такие фильмы, испытывать себя на прочность различными способами. Кому-то эстетическое чутье не позволяет смотреть такие фильмы.
Он: Я не говорю, что это мерзко и что это не надо смотреть. Я хочу дорожить словами, которыми одаривают другие фильмы другого толка.
Она: Мне кажется, что этот фильм имеет место быть и имеет право на существование.
Он: Хорошо. Смотрим «Зеленый слоник» и делимся мнениями.
Она: Если вы, друзья, это вынесите. Сейчас я расскажу о двух комедиях, о которых мы уже упоминали в наших подкастах, я нежно их люблю. Это фильмы, которые снимала группа выпускников ВГИКа. Видимо, они подружились и сняли эти 2 шедевра. Это фильм «8 1/2 долларов» 99 года – трешовый фильм, на мой взгляд. Через 2 года выходит «Даун Хаус». Режиссер «8 1/2 долларов» - Григорий Константинопольский. Он же и сценарист. Авдотья Смирнова приложила руку к сценарию. В главных ролях моя любимая компания Ивана Охлобыстина и Федора Бондарчука. Иван Охлобыстин играет роль богемного режиссера, якобы талантливого, который хочет снять фильм, но вынужден снимать рекламные видеоролики. Зовут его Гера Кремов, это адский прожигатель жизни, веселый, всё время бухает, курит травку, постоянно говорит: «Где мой йогурт?» - это его знаковая фраза. Фильм частично разошелся на цитаты. Там снимаются чудесные женщины: Олеся Поташинская (Москва 90-х). Также там снимается Игорь Верник, Гоша Куценко (тогда он был всего лишь Юрием), в роли одного из новых русских и олигархов-авторитетов Владимир Меньшов. Одна из актрис говорит голосом Ренаты Литвиновой, что добавляет перчинки. Там чудесный саундтрек. Москва 90-х, актрисы, павлины, кабаки – полный абсурд. Не буду рассказывать сюжет, он до боли прост и узнаваем. Смешно! На «Даун Хаусе» не буду надолго останавливаться. Еще раз повторюсь, что это мой любимый фильм. Он снят в 2001 году. Режиссер – Роман Качанов. Это подпольная интерпретация романа Достоевского «Идиот». Сценарий написали Качанов и Охлобыстин, композитор - DJ Грув, который появляется в эпизоде. Шикарный актерский состав! Баширов, Артемий Троицкий там снимаются. Все друзья-звезды там собрались: и Барбара Брыльска, и Панин, и Елена Кондулайнен. Всё клево и классно, на цитаты разошлось! Треш! Я считаю, что треш, ибо абсурдно. Вернемся к Светочке Басковой. Быстренько пробегусь по ее фильму «Голова» 2003 года. Адский символизм. Снимались там безумные, невменяемые Маслаев и Пахомов. Маслаев играет роль головы, с которой орально сношается Епифанцев. Он за это дает ему денег. Магический Маслаев помогает ему жить, дает денег, он становится новым русским, олигархом, точнее, бандитом.
Он: Какая разница!
Она: Потом он становится суперциничным священником. Голова ему во всем помогает.
Он: Практически как жизнь Охлобыстина.
Она: Это такой бред, что Охлобыстину и не снилось! Там пародия на священника. Фильм завоевывал всяческие премии: «Чистые грезы», «Киношок», приз «Кино без кинопленки», международный Роттердамский кинофестиваль. Всё классно! В конце герой после кучи убийств и всяческих извращений уходит вдаль в стены монастыря со словами «Мир для меня – прогулка». Полнейшие метафоричность и символизм. Непонятно, что символизирует Голова, это как золотая рыбка. На сайте написано, что Голова символизирует прошлую советскую Россию. В итоге ее выбрасывает и растаптывает главный герой и уходит от советского прошлого. Это очень философский фильм. Он снят буквально в одной комнате, весь реквизит – два пластиковых стула. Фильм «Ятинсотэстс» - что-то из якутского языка. Этот фильм снимали «чисто поржать». Это самый безбашенный невминяемо-веселый фильм-фантастика-триллер-комедия-мюзикл. Он снят в 2004 году. Режиссер: Дмитрий Васильев. Потом он снял еще одно творение «Колобаха». Там чудесная главная героиня – робот-пришелец и врач в якутском колхозе Зурбагар Алиевна. В эпизоде снялся Эдуард Хиль. Сюжет там таков: свадьба бурятского чабана Батыра, невесте отрубают голову, жених не может с этим смириться. Он силой собственной энергии распространяет макароны, он заваливает всех этими макаронами, они непроизвольно всюду сыпятся, он попадает в тюрьму со шведским порно-королем Свеном. Они едят эти макароны, потому что больше им есть нечего. Потом он становится милиционером, убегает от пришельцев-роботов. Нужно сильно накуриться, чтобы посмотреть этот фильм. Макароны там шикарные! Представьте тарелку макарон с маслом – вот это и есть этот фильм. Последний фильм «Пыль» 2005 года. Последние 5 лет ничего такого крутого не снимали. Это фантастично-реалистично-экзистенциальная драма. Его относят к жанру «фантастический реализм». Режиссер: Сергей Лобан. В главных ролях знаменитый Петр Мамонов (Профессора Пушкаря играет). Леша, толстенький ботан в очках, ведет растительное существование: работает на каком-то заводе, руками клепает какие-то штуки. Его играет Алексей Подольский. В одном эпизоде выступает с чудной песней про Бога мой любимый Псой Короленко. Пыль – глобальная метафора суеты, мелочности мира, бренности существования, скоротечности бытия. Герой обретает на время совершенное тело с помощью ФСБ и тайных разработок. За вопрос «Любишь ли ты Родину?» он готов пойти на этот эксперимент. Это тема крушения иллюзий, временного исполнения желаний. Потом он хочет вернуться, у него возникает наркотическая зависимость, он снова и снова хочет обрести совершенное тело на несколько минут. Это глубоко философский фильм. Занял он на 27 международном московском кинофестивале «Первый диплом жюри», «Лучший фильм» на Киношоке-2005, «Спецприж жюри» на Кинотеатре Дог-2005. Конечно, есть еще куча достойных странных, непонятных фильмов, но это те фильмы, которые я смотрела, поэтому я могу о них говорить, не претендуя на какое-то компетентное мнение. Это то, что мне довелось лицезреть и что я смогла об этом сказать. Всем советую.
Он: Мы сегодня рассказывали вам о фильмах, точнее, рассказывала Саша преимущественно.
Она: Саша, как любитель этого жанра.
Он: Может, ты будешь мудрее и правильнее поведешь себя и не станешь спорить о терминах.
Она: Конечно, мы не будем спорить. Я бы сказала, что это невменяемое кино.
Он: Да, непростое, иное кино.
Она: Очень авторское, личностное, выстраданное кино.
Он: Отечественный артхаус.
Она: Да, это именно наш выстраданный артхаус.
Он: Копали русскими лопатами русскую душу.
Она: Я думаю, что в Европе и Америке есть не менее крутые и невменяемые трешовые фильмы, но они всё-таки немного о другом. Это отдельная тема для разговора. Это наш национальный бренд.
Он: Кто поймет отечественную русскую душу отечественного кинематографиста, тот дойдет до истинной воды треша.
Она: Это для совсем ценителей кинематографа, которые ищут новых впечатлений.
Он: Кто видел Южный и Северный полюс, тому проще путешествовать по всему остальному миру. Тот, кто увидит «Зеленого слоника», тому гораздо проще фильтровать Шреков и тому подобное.
Она: Верх артхаусности, идеальности,гениальности в нашем кинематографе – Тарковский, да? Все молятся на него. Большинство этих фильмов несут традицию Тарковского. Большинство из представленных картин – последователи Тарковского.
Он: Мы не вешаем на все фильмы ярлычок «Треш».
Она: Если бы ты посмотрел их, то ты бы повесил. Но мы этого делать не будем! У каждого свой треш в конце концов.
Он: В том-то и дело! Для кого-то трешом может являться фильм «Школа», что меня очень пугает.
Она: Все эти фильмы непонятные и нелогичные. Пусть каждый сам решает, что для него треш.
Он: А что норма.
Она: Какая разница, треш или не треш.
Он: Я зануда, а Саша более свободолюбивая. Сегодня был отечественный артхаус, иное кино. Все сидим дома, качаем кино и смотрим. Лучше смотрим на природе и проецируем в небо.
Она: Можно растянуть простыню у озера и спроецировать. Круто будет! Я видела такое один раз.
Он: Саша, ты большая молодец.
Она: Ура! Меня похвалили.
Он: Шьем простыни и смотрим крутое кино.
Она: Всем пока.