Текстовая версия выпуска
Он: Вас приветствуют бесславные кинокритики.
Она: Здравствуйте, дорогие друзья.
Он: По старой традиции, в связи с недавним выходом очередного кино на интересующую нас тему, мы решили эту тему обсудить. Сегодня мы поговорим о любимом кино золотого периода истории рок-музыки – о кино 60-70-х годов. Эпоха эта начала мифологизироваться достаточно давно. Сегодня с Сашей мы вспомним самые интересные и любопытные фильмы, связанные с жизнью и творчеством рок-групп.
Она: Итак, в 1964 году выходит фильм, посвященный, как ни странно, группе «Битлз» и называется он «A Hard Day’s Night», на русском «Вечер трудного дня». Этот фильм носит жанр псевдодокументального кино. Режиссер его Ричард Лестер. Снят он в виде легкой, слегка сумасшедшей комедии. Этот фильм черно-белый, что приносит очаровательную прелесть картинке. Снимаются там юные, веселые и классные битлы в полном составе. Сюжет замешен на том, что они спешат на концерт из Ливерпуля в Лондон. Там есть самый крутой харизматичный персонаж – дедушка Пола Маккартни, который зовет его Полли. Фильм стоит посмотреть, прежде всего, ради этого победного дедушки, потому что это тончайший эксклюзивнейший юмор Британии 60-х годов. Всё это приправлено 6-ю классными песнями Битлз. Они творят всяческие непотребства: развлекаются, ведут себя как дети. Я думаю, что это было снято с одного дубля. В тот период эйфории группа Битлз так себя и вела. Этот фильм очень ностальгический. Он не теряет своей прелести даже сейчас: любой человек, которому хоть как-то нравится Битлз, будет очарован атмосферой этого фильма. До сих пор он считается одним из самых лучших фильмов о культуре 60-х и о Битлз. Как известно, о них было снято очень много фильмов. Из тех фильмов, которые мне удалось посмотреть – это фильм 1968 года Rolling Stones, который называется «Сочувствие к дьяволу» или «Симпатия к дьволу» по одноименной песни Мика Джаггера Rolling Stones, которая звучит в этом фильме. Это некое документальное исследование западной субкультуры конца 60-х годов, где группа Rolling Stones присутствует фоном для того чтобы автор показал события тех лет. Это довольно социально-политический фильм. Режиссер этого фильма Жан-Люк Годар. Буквально из-за него я хотела сказать об этом фильме, потому что опыт Годара – великого французского режиссера в съемках биографического документального фильма о Rolling Stones очень важен для последующих опытов в этой сфере. Кроме того, это знаковая фигура наряду с Энди Уорхол. Годар – культовая фигура 60-х. Это взгляд изнутри, это не фильм 90-2000 годов. Он был снят по горячим следам. «Симпатия к дьяволу», как признак 60-х годов.
Он: 70-80-е годы как-то старались осмыслять эту эпоху, и мы переходим к 90-м. В начале 90-х появился фильм «Дорз» Оливера Стоуна.
Она: Да, фильм «Дорз» 91-ого года, где в роле Джима Моррисона был наш любимый Килмер.
Он: Он мерзко-отвратительно-крутанский.
Она: Я думаю, что он как раз таки и должен был сыграть эту роль. На эту роль претендовал еще один британский рок-музыкант, но в итоге он играл одного из музыкантов Дорз.
Он: Это Кайл Маклахлан. Он играл клавишника, как я помню. Он бы не справился, наверное.
Она: Вообще этот фильм спорный, о нем ведется множество разных дискуссий. Он насквозь интертекстуальный. В самом начале был поток культовых имен. Как мы знаем, Джим Моррисон – великий интеллектуал, очень образованный человек, хотя он немного упрощенно был показан у Оливера Стоуна. Понятно, почему так сделано. Просто акцент сделан на другом. Там упоминаются и литературные имена, в частности, повлиявшие на Джима Моррисона, на его сложную поэтическую систему: Вильям Блейк, Хаксли, знаменитый автор романа «О дивный новый мир». Там пестрят именами Энди Уорхола, Годара, есть увлечение философией Ницше. Много культурных заявок в этом фильме, которые, видимо, по мнению автора, способствуют более глубокому раскрытию тайны личности саморазрушителя, самоистребителя.
Он: Мне в этом фильме не понравилась не недосказанность, а, скорее, недоделанность мифологического мотива, когда Моррисон связывается с индейскими вещами, индейской мифологией. Эта тема осталась незавершенной, что мне не очень понравилось.
Она: Тема шаманизма – знаковая для 60-х годов. В это время писались книги Кастанеда, проводились психоделические опыты. Понятно, откуда это идет. Это мексиканская шаманистическая линия. Мне показалось, что Стоун делает акцент на дионистической природе, потому что он постоянно говорит о Дионисе, и группу изначально они хотят назвать «Дионис». Фигура Джима Моррисона, как бунтаря, человека, постоянно пребывающего в экстазе и живущего лишь в погоне за ощущениями – дионистическая доктрина. Мы читали книгу Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», где речь идет о двух началах: искусстве, чистом, светлом, гармоничном и разрушительном, бунтарском искусстве Диониса. Античная скульптура Диониса проецируется на его лицо в одном кадре. Это очень сильно показано. Перед просмотром этого фильма я посмотрела милейший фильм про Битлз, про то, какие они классные, чистенькие ребята в этих костюмах со стрижками. Явное, чистое и светлое направление 60-х, которое задавало Битлз – музыка света и любви. Разрушительная, сложная лирика Джима Моррисона – дионистическое начало. В одном месте они говорят, что они не пойдут ни на какие компромиссы, они же не какие-нибудь Битлз. Может, это субъективное мнение, но у меня именно тема Ницше всплыла на сопоставлении этих двух фильмов. Тем более, мы знаем, что Джим Моррисон был очень образованным человеком, и он действительно увлекался философией Ницше. Этот фильм действительно фрагментарный во второй части. Мне показалось, что он снят в затяжной форме на протяжении 27 лет жизни Джима Моррисона, когда эйфория переходит в нечто другое, когда красивая картинка начинает осыпаться, смазываться, распадаться на какие-то фрагменты. Человек в этом состоянии пытается собрать ее воедино. Его падение – это логическое завершение его жизни, послевкусие эйфории, которая всегда и бывает в состоянии наркотического опьянения. Эта смерть – не уход, а отрезвление. Вся его жизнь, построенная по закону кислотного трипа, пришла к тому, что он вышел из этого состояния, перешел в какую-то другую сущность.
Он: Подобным образом умирали почти все рок-звезды той эпохи.
Она: Да.
Он: По поводу сравнения британской интерпретации рок-н-ролла и американской, это параноидально американское кино об их музыканте, Моррисоне. Британия воспринимала в начале 60-х рок-н-ролл совершенно по-другому. Америка им жила. Изменяющийся рок-н-рольный квадрат наркотики по-другому настраивали взгляды внутри Америки.
Она: В 60-е годы всех захлестнула волна ЛСД, все были счастливы: и хиппи, и дети цветов и миру мир. С Битлз очень часто связывают эту тему: знаменитая «Lucy in the Sky with Diamonds» и психоделические мультики с участием Битлз. Они тоже были в теме, они тоже был адептами этого опыта, они были на волне щелочного баланса. Мне кажется, что Битлз тоже радостно слушали люди, которые принимали эти вещества.
Он: Где мы были в то время? Такой он фильм «Дорз». Для меня он больше нет, чем да. Раз мы не остались в рамках биографичности музыкантов, давай поговорим, какие фильмы в 90-х и 2000-х выходили. Это были фильмы о, скорее, тусовке тех лет, чем о музыкантах. «Я соблазнила Энди Уорхола», фильм «Студия 54». Существует еще ряд фильмов по мотивам творчества музыкантов. Ты упомянула параноидальные психоделические мультики о Битлз.
Она: Они не параноидальные.
Он: Психоделические. Есть концерт «The who», есть фильм «Стена».
Она: Есть фильм «Меня там нет».
Он: Есть фильм «Контроль» Антона Корбайна про вокалиста Joy Division. Я бы остановился на короткометражке «Я встретил моржа» в связи с тем, что вышел фильм о Джоне Ленноне. Есть такой короткометражный сумасшедший документальный мультфильм. История такая: мальчик в 60-х годах взял интервью и записал его на бобинный магнитофон.
Она: Я думаю, что сейчас он очень популярен в сети, и все его смотрели.
Он: Сумасшедший художественный ряд: сумасшедшие рисунки сопровождает интервью, ответы Джона Леннона на вопросы ребенка. Посмотрите фильм «Я встретил моржа». В 2009 году выходит фильм «Приготовьтесь, будет громко». Это кино, скорее, не о музыкантах, а о гитаре. Это документальное полотно Дэвиса Гуггенхейма, в котором скрестили инструменты 3 героя гитарной музыки разных поколений: Джимми Пэйдж из Led Zeppelin, Эдж из группы «U2» и Джек Уайт из группы «The White Stripes». Это ода гитаре, которая сопровождается историей движения гитаристов и вводит краткий экскурс в эпоху блеска грифа и шелест струн по звукоснимателям. Это волшебное красивое кино, в котором гитара показывается с разных сторон, в разных уголках мира, завершается джем сейшном всех этих гитаристов. Замечательный фильм! Наверное, давай подойдем к премьере прошлой неделе – это фильм «Стать Джоном Ленноном». Я пришел в кинотеатр и сказал: «Дайте, пожалуйста, один билет на фильм «Стать Элтоном Джоном». Меня спрашивают: «Что?». Я повторяю свои слова. Мне отвечает прекрасная кассирша, говоря, что жив еще Элтон Джон, да и ориентации не той. «Стать Джоном Ленноном» повествует о юности Битла и о его взаимоотношениях с семьей. Фильм снят по мотивам мемуаров сестры Джона, с которым она ни разу не виделась за всю свою жизнь. Ленон жил с тетей.
Она: Книга называется «Представьте это: Взросление с моим братом Джоном Ленноном». Звучит как книги по психологии для подростков. Я помню, у меня в детстве была книжка, которую написал солист группы «Twister Sister» о том, как дружить с девочками, как правильно принимать наркотики. Мне кажется «Представьте это: Взросление с моим братом Джоном Ленноном» - это должна быть книга из практических советов запутавшимся в жизни и пубертатном периоде подросткам.
Он: В общем, об этом пубертатном периоде и «подростковске» и идет речь в фильме. Как зовут режиссера?
Она: Сэм Тейлор Вуд, а фильм в оригинале называется «Nowhere Boy», что тоже интересно.
Он: Получается, человек из ниоткуда.
Она: О мальчике.
Он: У Битлз есть песня с похожим названием.
Она: Я не знаю, я не очень хорошо разбираюсь в творчестве Битлз.
Он: Все эти моменты биографии девочки, конечно, очень интересны. Русское-то название «Стать Джоном Ленноном». Что это такое?
Она: Тренинг личностного роста.
Он: Словосочетанием «Стать Джоном Ленноном» наши прокатчики пытаются привлечь совершенно не ту аудиторию, не того кинозрителя, как привлекло бы название мемуаров. Наш русский заголовок пытается поймать «вкусного» музыкального зрителя. С этим как раз и промахнулись наши многоуважаемые прокатчики. Ничего нет в фильме того, что было бы связано с Ленноном. Характер героя неправдоподобно маячит из стороны в сторону. Вместо того, чего мы так ждали в музыкальном фильме о крутейшем музыканте: мелодии, стихи, джем молодых музыкантов, яркое знакомство с остальными битлами, что было, например, в «Дорз», нам предлагают слащавые погони за собственным «эго» Леннона, слезы по поводу отношения с опекунами, конфликт периода пубертатного периода. Это непоправимо горько. В консервативной Англии киношный Леннон пытается быть рок-н-рольщиком, отвязным бунтарщиком, всякий раз нарочно не надевающим очки, как символ традиционной английской строгости. Всё это вязнет в вялотекущем бытии и сырой драматургии. Тебе, Саша, может понравиться Пол Маккартни, которого играет твой любимый актер из фильма «Реальная любовь» и «Моя ужасная няня». Он умеет играть на гитаре, он правша. Для того чтобы играть как Леннон, он переучивался с правой руки на левую. Самого Леннона играет наш любимый Аарон Джонсон. Может, непринципиально создателям фильма было сделать так, чтобы актеры были похожи на реальных персонажей. Харрисон далеко ушел от настоящего. В фильме очень прямолинейная игра со светом, интерьером, достаточно предсказуемые контрасты не дают повод зацепиться и полюбить этот фильм. Запомнилось разве что несколько музыкальных вставок, во время которых можно похлопать рукой по коленке, хотя для кинобиографии Джона Леннона это очень мало, и прекрасная Кристин Скотт Томас, которая играет тетю-опекуншу. Самое клеевое, что было в фильме – это посвященные этой тете финальные фразы, написанные перед титрами. Поразительно, но в музыкальном фильме самый прекрасный момент – это финальные несколько строчек, написанные текстом. Они оказались самыми концептуальными, красивыми и полновесными. Для карликового байопика этой фразы и пары музыкальных моментов страшно мало.
Она: Ты закончил?
Он: Мне больше не стоит говорить об этом фильме.
Она: Я посмотрела чудо-фильм «Вечер трудного дня», где Джон Леннон – изощренный шутник с изысканными подколами. Он сводит с ума их директора, менеджера, продюсера своими адскими хитрыми выходками. Это просто нужно видеть. Мне кажется, что Леннон в жизни и был таким человеком. Мне кажется, он был достаточно жестким. В этом фильме Пол Маккартни – красавчик. В фильме у каждого есть свое амплуа: Леннон – вечный подстебщик, Маккартни – милашка, красавчик, Ринго Старр – человек настроения, над которым постоянно смеются и прикалываются – у каждого в фильме есть своя часть, примерно равная по количеству времени, отведенного на каждого музыканта. Никто не ущемляется. У Джорджа Харрисона есть своя тема: он модный, томный юноша. А в этом фильме Джон Леннон – слишком крупная фигура, масштабная личность. Мне кажется, взяли это имя, чтобы показать мелодраматическую историю, которая, в общем-то, с Джоном Ленноном не происходила. Понятно, что у такого гениального человека, который покорил весь мира, было сложное детство, которое дало эти побеги будущей его гениальности. Показывать его через призму отношения с взрослыми женщинами – неприкрытый фрейдизм. Мне кажется, это немного унизительно для такого человека, как Джон Леннон. Я не думаю, что в 15 лет у него всё сводилось к тому, с матерью он или с теткой и что он мечется между двумя взрослыми женщинами. Это какой-то комплекс.
Он: Да. Когда в его жизни появляется мать, которую он никогда не видел, у него в глазах чувствуется страсть.
Она: Это фрейдистский банальный сюжет – любовь сына к матери. Эта тетка воплощает запрет, зло, замкнутое пространство. Я читала один из отзывов в интернете, и мне очень понравилась фраза, я даже ее записала. Это не мои слова, но кто-то очень четко, как мне кажется, обозначил схему этого фильма, что «вместо сухопарого близорукого Джона, жестоко обращавшегося со всеми, вплоть до своего рваного тапка, нам подсунули жирноватого голубоглазого размазню, вечно убегающего из дома от переизбытка эмоций». Мне кажется, что в подростковом возрасте у всех бывают переизбытки эмоций, но таких людей, как Джон Леннон показывать только с этой стороны неуважительно по отношению к персонажу, которого они берут для анализа.
Он: Безусловно. Если бы они хотели сделать какую-то мелодраму на основе жизни Леннона (они так и пытались сделать), то и она целиком не получилась. Когда мы видим последнюю сцену, а ему нет и 20, мы знаем, что будет дальше у этого героя, то есть это незавершенная история, причем арх-незавершенная. Мы знаем, что впереди будет гораздо интереснее, чем это кино. Это кино не раскрывает характера Леннона, который потом раскрывается в его песнях и музыке. Большого смысла показывать его нет. Название «Мальчик из ниоткуда» упирается в происхождение этого мальчика. Бред. К чему это? Так что, ставим размознявую, толстую, голубоглазую тройку этому фильму. Саша, напоследок, давай попробуем представить, каких современных рок-музыкантов было бы интересно впоследствии экранизировать? Жизнь каких современных музыкантов будет интересна для будущих поколений? У нас получилось, что Моррисон был, Сид и Нэнси, Сид Вишес, Джади Вижн, сейчас идут Битлы. Наверняка про Пола Маккартни лет через 20 что-нибудь снимут, да?
Она: Да, наверняка.
Он: Кто еще у нас есть? Мик Джаггер.
Она: Про него тоже снимали вроде как.
Он: Про Элтона Джона, мне кажется, будет прекрасное кино.
Она: Наверное. Может, снимут про Backstreet Boys, например. Почему нет? Будет фильм про их группу. Фильмы о музыкантах очень распространены. Я помню, в детстве я была в восторге от псевдобиографического фильма, где, как и в фильме про Битлз, (группа Spice Girls была очень популярна), она с невероятными приключениями едет на концерт в своем огромном двухэтажном автобусе – автобусе-доме: они перепрыгивают через Тауверский мост, который разводится. В детстве это выходит на «УРА». Всё заканчивается красиво. Похож на фильм о Битлз, только дедушки не хватает. Дедушка к тому времени уже, наверное, скончался, потому что это фильм поздних 90-х.
Он: Как же жалко дедушку!
Она: Посмотрите фильм «A Hard Day’s Night» («Вечер трудного дня») ради дедушки. Дедушка там просто убойный.