Текстовая версия выпуска
Он: На столе у Саши огромна книжка в суперобложке. Называется она Умберто Эко.
Она: Поэтому мы решили погадать.
Он: 247 страница.
Она: Задай вопрос сначала.
Он: Какого цвета папоротник?
Она: Это, конечно, очень кинематографический вопрос. Итак, господа, 247 страница. Строчка?
Он: Первая.
Она: Ради смерти. Если прочитать побольше, «ради смерти, ради жизни вступают в бой весной. Буква М сияет ало, чернотой блестит темляк».
Он: Кстати, связанная со смертью строчка очень к месту.
Она: Саша, ты так и не задал тот самый вопрос, который ты сегодня задавал мне весь день. Я думала, что ты спросишь у этой магической книги.
Он: Мне интереснее знать, какого цвета папоротник, чем кто был дьяволом.
Она: Папоротник цвета смерти, как мы уже выяснили.
Он: Сентябрь оказался необыкновенно адским на фильмы этой тематики. Сегодня мы с Сашей обсудим фильмы с упоминанием дьявола в названии. Саша, назови фильмы.
Она: Да, поистине дьявольским выдался сентябрь 2010 года, целых 3 фильма о дьяволе породил мировой кинематограф. «Дьявол – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», - как говорил нам Булгаков. Начнем с очередного выродка отечественного кинематографа. Так как мировой кинематограф породил 3 фильма, то этот можно назвать выродком, выкидышем.
Он: «Цветок дьявола».
Она: Фильм «Цветок дьявола».
Он: Я видел его трейлер.
Она: Постеры были расклеены по всем автомагистралям, город цвел цветами дьявола. Я даже не знаю, что сказать об этом фильме. Я его, слава Богу, не смотрела. На сайте Кинопоиск 20 отрицательных отзывов, 2 положительных, рейтинг 1,5 из 10.
Он: Потрясающие результаты.
Она: Видимо, женщина-режиссер Екатерина создала фильм про девочку из колледжа и двух мужчин, про средневековые легенды. Они снимали их в Подмосковье, а также в средневековом замке в Польше. Даже средневековый замок в Польше им не помог.
Он: Мне кажется, что, когда модную тематику черни переносят в русскую глубинку, это настолько неестественно.
Она: Если бы они это делали в русской глубинке, то это было бы очень интересно. Они пытаются, насколько я поняла, сделать аналог западного продукта, и делают они это убого. Это можно было бы интересно обыграть и сделать шикарно, если не вдаваться в средневековую Европу, а брать наш материал. У нас же есть огромное количество необработанных сказок, которые не переработаны для массового читателя, а это истинный фольклор, который несется из уст сказительниц. Он страшный, там есть страшные истории, страшнейшие сказки, порой с ненормативной лексикой. Это было бы очень самобытно, и, тем самым, представляло бы интерес.
Он: Конечно.
Она: Это наша национальная черта, но почему-то у нас никто этим не занимается, все делают прозападные потуги сделать фильм а-ля Сумерки.
Он: Сам цветок дьявола как образ, который можно абстрактно представить, не дружит с русской культурой.
Она: Он католический.
Он: У нас было огромное количество наших сказок, огромное количество советских режиссеров обращались к фольклору и прекрасно его воплощали. У нас не родился новый Георгий Милляр.
Она: В нашем кинематографе всё печально.
Он: Ты была бы неплохим Кащеем.
Она: Ты был бы Прекрасной Василисой Прекрасной.
Он: Ты была бы самым красивым Кащеев в истории кино.
Она: Спасибо, Сашечка, я подумаю об этом. Пожалуй, следующей ночью я займусь этим. О фильме «Цветок дьявола» я думаю, и говорить не стоит. Давай перейдем к следующему фильму. Мне очень нравились постеры с этим фильмом, на которых было написано: «Последнее изгнание дьявола произойдет 9 сентября».
Он: 9 сентября – знаменательная дата в твоей жизни.
Она: Ладно, не важно. Мне кричали всё начало сентябре, что последнее изгнание дьявола произойдет 9.09. Это напоминало мне о моей старости.
Он: В этот день тебе исполнилось 42.
Она: Я так хотела забыть об этом.
Он: Перестань кокетничать.
Она: Я не кокетничаю. Фильм Last Exorcism, Последнее изгнание дьявола. Фильм об изгнании бесов, снят как псевдокументальное кино о вере и неверии. Главный герой, разуверившийся в Боге и дьяволе, священник-скептик с помощью бесхитростных технических приспособлений изгоняет бесов, чтобы оплатить собственную медицинскую страховку, чтобы содержать семью.
Он: Он шарлатан?
Она: Да, шарлатан чистейшей воды. Он считает, что раз людям нужна психотерапевтическая помощь, пусть он лучше покажет им какое-то чудо с помощью дымящихся крестов и шатающейся кровати, батареек и простых опытов с электричеством, пусть они уверуют это чудо, излечатся, уверовав. В один прекрасный момент он приглашает якобы съемочную группу, чтобы показать, как всё на самом деле происходит, чтобы люди знали, что никакого изгнания бесов не существует, что всё это лишь промыслы якобы религиозных людей в своих корыстных целях. Съемочная группа едет изгонять дьявола на деле, там как раз и происходит история, в которой оказывается, что дьявол на самом деле существует, демон вселяется в девочку. Шикарный финал у фильма, хотя я читала много рецензий о том, что финал непонятный, невнятный, не пойми что произошло. По-моему, там очень крутой финал. Если сравнивать 3 фильма, о которых мы сегодня говорим, то, пожалуй, этот фильм достоин наибольшего внимания. Он жутковатый, страшный. В нем шикарно играет девочка, в которую вселился демон. Если вы любите неглупые фильмы, где нужно немного подумать в конце, посмотрите его, пока его не закончили показывать в кинотеатре.
Он: Расскажи о сцене, когда она берет камеру в руки.
Она: Да, там есть такой жуткий момент. Она в состоянии одержимости бесами, демоном идет в какой-то хлев. Это эпизод с кошкой и кровью. Это излюбленный прием, который неоднократно применялся в кинематографе, это псевдодокументальная съемка: трясущаяся камера, любительская съемка. Всё это было 100 раз. В конце фильма не было Happy end, там шикарный финал. Друзья, я не буду спойлерить. Посмотрите этот фильм, если вы любите фильмы а-ля «Ведьмы из Блэр».
Он: Какова основная проблематика этого фильма? Получается, что священник – плод божественного на земле, сам не верит в то, что делает, и видит в этом только профессию.
Она: Проблема западного мировосприятия. Наверняка ты видел Богослужение в американских церквях, когда все бьются в припадках, а священник кричит: «Иисус любит вас!».
Он: Это чисто протестантское течение.
Она: Они не против такого демократичного эмоционального изъявления. Этот выпуск энергии у них приветствуется. Чем ближе священник к народу, чем больше он затрагивает своими проповедями их души и сердца, тем лучше. Какими средствами он это делает – неважно.
Он: Ты осознаешь, что у тебя на журнале с голой женщиной на обложке лежит томик Умберто Эко?
Она: Мне кажется, что из этих маленьких абсурдностей и состоит жизнь.
Он: Поставь сверху статую Будды, и будет красиво.
Она: Сидя рядом с мечетью, обсуждали эту часть нашей жизни.
Он: Есть премьера этой недели. Этот фильм поразил тебя больше, чем предыдущий фильм?
Она: Нет. Я бы сказала, что из этих трех фильмов фильм «Последнее изгнание дьявола» натолкнул меня на какие-то мысли. Помимо ужаса, триллера, там был эффектный финал. В фильме «Дьявол», который на днях вышел в прокат (третий фильм нашей передачи), всё гораздо проще. Там тоже жутковато, это тоже фильм ужасов. Тогда мы, наверное, поговорим сейчас об этом фильме.
Он: Да. Премьера этой недели - фильм «Дьявол».
Она: Продолжается дьяволиада. «Дьявол» - фильм Джона Даудла. Сценарий и историю написал небезызвестный Найт Шьямалан (Повелитель стихий, Таинственный лес, Знаки, Шестое чувство). Это фильм «Дьявол» со слоганом «Зло не приходит случайно», это несколько наивный фильм, в котором появляется дьявол, а всё повествование сопровождается историями из детства. Главный герой – детектив, который вспоминает, как мама рассказывала ему истории о дьяволе, об искуплении, о том, как дьявол карает людей. В итоге нам раскрывают тайну дьявола, кто из этих 5 людей, застрявших в лифте, оказывается дьяволом.
Он: Весь фильм показывает 5 человек, застрявших в лифте.
Она: Достаточно стандартная клаустрофобическая ситуация, которая была в фильме «Лифт» и в некоторых других фильмах. Замкнутое пространство и 5 людей, один из которых дьявол, оказываются в этом помещении.
Он: Мне кажется, это архетипическая история.
Она: Это символика гроба, замкнутого пространства, подвешенного в воздухе.
Он: Мне сейчас вспомнился классический фильм по роману Агаты Кристи «10 маленьких индейцев» 65-ого года. Это шикарный детектив, действие романа переносится в более современную для американского общества тех лет эпоху. 10 человек приезжают в дом в горы. Им говорят о том, что они все должны приехать. Выясняется, что они все поочередно умирают. Это история в замкнутом пространстве, где все держится на психологии людей, на взаимоотношениях характеров.
Она: Здесь тоже на этом построено. Там много конфликтных ситуаций, потому что происходят страшные вещи, гибнут люди. Каждый из оставшихся в живых подозревает своего сокамерника.
Он: Так и было у Агаты Кристи.
Она: Это стандартный ход. В общем, мне фильм понравился. Я люблю кино, поэтому фильм должен быть слишком плохим, чтобы он меня совсем прибыл (типа «Москва, я люблю тебя»).
Он: Зачем ты повторяешь название этого фильма? «Москва, я люблю тебя» - фильм, который не надо повторять.
Она: Я просто привожу пример.
Он: Это не самый лучший пример, придумай какой-нибудь другой фильм.
Она: Хорошо, я больше не буду произносить эти слова. Я уже сказала, что в этом фильме для меня есть некие плюсы, есть некие минусы. Минус – схематичность, повторение того, что уже было в других фильмах, простота сюжета. С другой стороны, это приносит какую-то притчевость в этот фильм. Он прочитывается как современная притча, происходящая в огромном, многоэтажном небоскребе. Тем не менее, фильм достаточно динамичный, довольно трудно удержать внимание зрителей, постоянно показывая одну и ту же кабину. Там это всё цепляет. Фильм держит напряжение. Там есть один герой с самым добрым лицом. Конечно, он и есть… Здесь я сделаю небольшую паузу. Ты весь фильм болеешь за этого героя, говоришь, что он не виноват. Каждому воздается по его поступкам. В этом фильме это является главной идеей. Под раздачу могут попасть и невинные люди. Дьявол появляется в этом причесанном, стеклянном, застрахованном мире, где он вообще не должен появляться никогда. Тем не менее, зло существует. В мирный мир оно тоже может вторгнуться. Дьявол выступает карающим инструментом зла. Основные проблемы – проблемы веры и здравого смысла так же, как и в Last Exorcism. Прощение, покаяние к финалу красиво разворачивается. В конце немного смешно в плане того, кто оказался дьяволом. Идея, заложенная в фильме, довольно красивая. Чем меньше люди верят в дьявола, тем очевиднее его присутствие, тем страшнее его деяния, тем больше они бросаются в глаза. Чем меньше вера, тем больше дьявол старается показать себя изо всех сил. Наверное, было бы не очень приятно застрять в лифте с дьяволом и испытать животный страх.
Он: Много фильмов, в которых упоминается дьявол.
Она: Этот месяц очень урожайным на дьявола выдался.
Он: Да, месяц страшный. Помнишь, был фильм «Никки, дьявол – младший», туповатая комедия с Адамом Сэндлером, который играл сына дьявола, и делал всякие глупости на земле? Там еще был человек с сиськами на лбу. Он засовывал ананас в анус Гитлера. Дьявола играл Харви Кейтель.
Она: Ананас в анусе Гитлера – сильно. Я думаю, что я хочу посмотреть этот фильм. Всю жизнь мечтала увидеть это.
Он: Саша, так кто же всё-таки оказался дьяволом в лифте?
Она: Я не буду тебе говорить об этом. Придешь домой и посмотришь.
Он: Я посмотрел 20 минут, мне показалось это абсолютной ересью, и я не стал его смотреть.
Она: Как и большинство таких фильмов, он очень медленно разгоняется, как и «Последнее изгнание дьявола». Первые минут 40 – скучнейшее повествование, в определенный момент начинается месиво. Это и характеризует такие триллеры. Они всегда начинаются спокойно и незамысловато, потом напряжение нарастает, что вполне нормально. Просто ты, Сашечка, рано сдался, поэтому не судьба тебе узнать, кто был дьяволом. Если я сейчас скажу, то людям будет неинтересно смотреть. Вдруг они решат посмотреть.
Он: Потом ты мне скажешь?
Она: Я шепну тебе на ушко.