Текстовая версия выпуска
Он: В грустную и тоскливую пору перед наступлением осени мы решили поговорить о наболевшем. Итак, сегодня мы поговорим о фильме «Зеленая миля». Вышел он в 99 году, на закате второго тысячелетия.
Она: В один год с «Матрицей».
Он: Это драма режиссера Фрэнка Дарабонта. В главной роли, как вы помните Том Хэнкс. Этот фильм вышел практически 10 лет назад. За это время он стал классикой. Он любим большинством жителей нашей планеты. Сегодня мы пытаемся разобраться, почему так получилось. Потому что у меня тройственное представление об этом фильме. Это кино трудно назвать арт-хаусом. Это, скорее, четкий сильный продукт, фундаментальное полотно. Это очень умный и художественный фильм.
Она: Это кино в самом лучшем смысле этого слова. Здесь идет совмещение качественного продукта и произведения киноискусства.
Он: В то же время мне кажется, что в этом фильме присутствует какая-то недоделанность. Такое ощущение, что он недоработан. Может, это было недосказано. На мой взгляд, это классическая голливудская недоделка. Классичность, которая стала свойством этого кино, немного преувеличена. Этот фильм немного не дотягивает до уровня классического кино.
Она: Этот фильм изначально претендует на многосложность, многослойность, многосюжетность: в нем множество ответвлений и историй. Он распадается на несколько фрагментов. Неудивительно, что он не прописан в едином жанре. Здесь нет единого сквозного одножанрового повествования. Сцены строятся на контрасте. Здесь и изысканная жестокость, нарочитая блестящей игрой актеров, грязное кино, сцены умиления, сентиментальности и чистых, наполненных слезами глаз, христианские добродетели. В этом противоречии и есть прелесть фильма. Он неоднороден.
Он: В первой и последней сцене Тому Хэнксу за 100 лет. Видно, что они сделаны совершенно в другом настроении. Они слишком наивны, на них смешно смотреть. Абсолютно по-другому просматривается основная сюжетная линия, где действия происходят в 30-е годы.
Она: Это другая эпоха, поэтому она показана именно как упорядоченная, «причесанная». Все живут в этом доме престарелых, гуляют, едят и смотрят кино. Это другая эпоха, поэтому и настроение в фильме другое.
Он: Мне кажется, что если говорить категориями «хорошо» и «плохо», то середина фильма сделана хорошо, а начало и конец плохо. Я понимаю, что это разножанровое кино. Возможно, на контрасте показываются разные настроения.
Она: Это стандартная схема построения фильма – закольцованная структура. Вначале нам дается интрига с высоты прожитых лет. Потом вопросы, которые задаются вначале, разрешаются. В конце становится ясно абсолютно всё. Пазл складывается, всё становится понятно и объяснено. Для того чтобы закрутить изначальную интригу, был использован этот грамотный ход. Нам показали героя на склоне лет, по прошествии его жизненного пути. Все маленькие детали, почему он берет тосты, почему он ходит каждый день в горы, объясняются. На уровне материальных деталей всё становится понятно.
Он: Всё-таки развязка была ошеломительной. Выясняется, сколько на самом деле этому человеку лет.
Она: Он отлично выглядит для своих 108. Как он хоронит тетку, которая перед этим так слезоточиво рассказывала эту историю!
Он: Это было отсылкой к фильму «Горец». Наверняка, герой Том Хэнкса – это Дункан Маклауд.
Она: Да, пожалуй. Я думаю, долго не стоит говорить о начале и конце. Понятно, что это долгая заготовка. Им нужно было чем-то начать и чем-то закончить, как-то закрутить интригу и разрешить ее. Давай поговорим об основной части фильма, действие которого происходит в 1935 году. Мы забыли сказать, что книга снята по роману Стивена Кинга. Было бы интересно сравнить экранизацию с книгой. Сегодня мы займемся именно фильмом.
Он: Фильм не менее интересен, чем книга.
Она: Я думаю, это достойная экранизация Стивена Кинга.
Он: Я знаю, что режиссерскую работу Дарабонта «Побег из Шоушенка» Стивен Кинг оценил.
Она: Стивена Кинга многие экранизировали. Он в этом отношении популярный автор. Если говорить о книге и фильме, то разговор получится несколько другой. Мы же хотим дать имманентный анализ. Мы хотим поговорить исключительно о фильме.
Он: Мы пришли к тому, что фильм очень альтернативен.
Она: Саша, расскажи о своем отношении к этому фильму.
Он: Мне понравилась невыдуманная реальность. Такое ощущение, что эта история рассказывается апостолом. На мой взгляд, этот Пол – наивный, абсолютно реальный человек. Эту историю можно сравнить с Иевангелием. Мистика, которая вписана в фильм, вполне реалистична. Она просматривается как происходящие события, в которые можно верить.
Она: Она не преподнесена как нечто из ряда вон выходящее. Получилась вполне гармоничная мистика, которая вписалась в повествование. Огромный негр изначально показывается зрителю как невинное существо. Мы с самого начала проникаемся к нему симпатией. Нам не хочется верить, что он убийца. С самого первого его появления мы понимаем, что не он убил этих девочек. Мы сочувствуем, сопереживая, ждем, как же закончится эта история. Его чудеса выглядят как оправдание. Мы понимаем, что этот человек не мог убить, что произошла какая-то ошибка.
Он: Более того, весь фильм мы ждем, когда его оправдают. Мы видим, что герой Тома Хэнкса понял, что Джон Коффи невиновен. Кстати, мы должны сказать о том, что инициалы Джона Коффи (J. C.) звучат так же, как инициалы Иисуса Христа. Мы вполне оправданно сопоставляем появление этого огромного негра с третьим пришествием. Причем мне кажется, эта история о том, что третье пришествие было, что оно произошло в какой-то деревне, поэтому никто об этом ничего не узнал. Вот и всё. Возможно, это действительно произошло, но не дошло до масс.
Она: Ты считаешь, что электрический стул – лишняя мера?
Он: Это было распятие.
Она: Это понятно. Ты считаешь, что это было третье пришествие? А как же праведники, которые могу творить чудеса? Он же не единственный, у кого был такой дар. Медиумов, прорицателей, целителей, которые силой своего внутреннего дара способны вернуть к жизни, много.
Он: Они мух изо рта выпускают.
Она: Примерно так. Астральный свет, я бы сказала.
Он: Он был, как Понтий Пилат.
Она: Нет, он же не сказал, что умывает руки.
Он: Ну и что? По сути, он был судьей.
Она: Если говорить жесткими библейскими категориями (ими я бы не стала говорить об этом фильме), то, может, Левий Матфей.
Он: Почему ты бы не стала ими говорить?
Она: Саша, мы договаривались, что ты вначале скажешь, что ты думаешь об этом фильме, а потом я скажу, что я о нем думаю.
Он: Скажи, что ты о нем думаешь.
Она: Нет, скажи ты.
Он: Я уже всё сказал. Ты вообще смотрела фильм?
Она: Нет (смеется). Сейчас скажу о ряде неких наблюдений, которые возникли у меня во время просмотра этого фильма. С самого начала меня удивила манера построения кадра: там много крупных планов. Потом были переходы и на более общие планы, но в начале фильма были только крупные планы. Моим глазам было тесно, мне хотелось увидеть этого негра, Тома Хэнкса и других в полный рост, но они показывались крупно и частями. На этом и строился весь фильм.
Он: Мне кажется, что крупные планы преобладали в помещениях, и это было сделано для того, чтобы показать тесноту тюремных комнат.
Она: Мы говорили о том, что этот фильм полностью построен на символике. Тогда получается, что каждый крупный план вносит дисгармонию во всё повествование. Даже в первом кадре крупно показывают глаза старика, на заднем фоне говорят про любовь сестер. Моему взгляду было очень тесно. Мы говорили о противопоставлении истории с маленьким мышонком и о жизненном пути через зеленую милю. Маленький мышонок выполняет свое предназначение, он постоянно крутит катушку. Этой мышью символизировано предназначение человека. У каждого человека есть свое предназначение. Негр помогал людям, Том Хэнкс излечился, помог – они все прошли через какой-то слом.
Он: Мышонок же остался жив, он стал бессмертным. Будучи бессмертным, он так и катает.
Она: Он соприкоснулся с космической энергией. Я бы, скорее, приплела бы сюда космогонический аспект, нежели христианский. Хотя христианство, убийство невиновного присутствует. Негр большой, но он является ребенком. Он дурачок.
Он: Имбецил. Это слово упоминается в самом начале фильма. Там говорится: «Если бы он был имбецилом, то его бы отправили в психиатрическую лечебницу».
Она: На протяжении всего фильма тема психического нездоровья проходит, там постоянно фигурируют психиатрические лечебницы, «Дикий Билл» симулирует психическое расстройство. Мне кажется, это проблема разума и веры. Он вылечил женщину. Изначально, ее мужа не предупреждали о том, что они приедут, потому что они знали, что он откажется, что он не поверит в эту силу. Негр инфантилен. В фильме часто показывают детей: вначале этих девочек, потом мальчика, у которого собака отняла глаз. Дети выступают в каком-то ущербном аспекте: они либо мертвые, либо без глаза. Правильно я поняла, что у Пола с женой не было детей?
Он: Да, у них не было детей.
Она: Да. У Пола нет детей, у него проблемы с мочеполовой системой.
Он: Его соприкосновение с чудом подарило ему излечение от этой болезни.
Она: Да. Этот негр плачет, когда фоном играет джазовая музыка, он не любит темноты. Это большой ребенок. Мы понимаем, что этот человек не мог совершить никаких злодеяний. Точно таким же человеком получается Эдуард Делакруа – циркач-француз. Он ребенок, который занимается этой мышкой, умилительно на нее смотрит. Кроме Била, который в итоге оказался убийцей, все остальные заключенные, которые показаны в этом фильме – неплохие люди. Они показаны очень симпатичными.
Он: Саша, они показаны симпатичными, будучи за решеткой.
Она: Ты хочешь сказать, что от безысходности они похорошели?
Он: Я бы так не сказал. Просто они показаны в таких условиях, что другими быть не могут.
Она: Они раскаиваются.
Он: А что еще делать перед смертью?
Она: В общем, да. Получается, что жестокость происходит не за решеткой, а на «зеленой миле». Именно в этом коридоре разворачиваются все события. Тюремная жестокость вынесена из камеры в область тюремных отношений между охранниками (мерзкий Перси – слишком отрицательный персонаж) и заключенными. 35 год – время жесткого притеснения негров. Опять поднимается тема расовой дискриминации. Интересна символика того, что из карцера они 3 раза выносят мебель. Это буддистская пустота или что? Всё в фильме основано на повторах: они постоянно таскают мебель, наблюдают за мышонком, нам было показано 4 казни. Если говорить о заключенных, то у каждого из них свой типаж. Джон Коффи – пророк, провидец, проводник божественного голоса. Он не знает, откуда взялся его дар. Француз Делакруа – ребенок, циркач, фокусник. Он показывает мышонка. Дикий Билл - бесноватый. Юродство больше относится к Джону Коффи. Этот одержим бесами, он постоянно симулирует это состояние. Все они – мистические персонажи. В этом фильме показано 4 казни. Первая – пародийная казнь (они репетируют казнь уборщика), Вторая – стандартная казнь. Ты заметил, что эти казни публичные?
Он: В присутствии родственников?
Она: Там сидят обвинители в большей степени.
Он: Когда казнили Джона Коффи, там были родители.
Она: Да, они и обвинители. Это возмездие. Они – это слепой народ, который не ведает, что творит.
Он: Это похоже на страшный суд?
Она: Нет, это похоже на распятие Христа.
Он: Они находятся в зеленой миле в постсмертном состоянии.
Она: Чистилище что ли?
Он: Чистилище после страшного суда.
Она: Нет.
Он: Ладно. Давай оставим этот вопрос открытым.
Она: Хорошо. Вернемся к казням на электрическом стуле. По нашим временам это дико. Получается, что никакого расследования в истории негра, по сути, проведено не было.
Он: Да.
Она: Они быстро обвинили этого негра, потому что он был негром. Он большой, сильный, огромный и глупый. Его застали с поличным. Но было же очень просто определить, что там был еще и красильщик забора. Это стандартная ситуация расследования.
Он: Это как раз слепой народ, который требовал мести.
Она: Да. Получилось, что разбойник ушел от наказания, но потом кара его настигла, а невинный пострадал. Третья казнь – казнь француза, которую проводил Перси. Это была страшная, неудачная казнь, когда он сжег его. Четвертая казнь – казнь праведника, казнь невиновного. Если неудачная казнь, это преступление, совершенное над телом человека, то казнь невиновного – категория духа. Они преступают этот закон, совершают преступление над духом человека, казнив невиновного. Получается, что это развитие напряжения от пародии казни к казни невиновного человека. Я не знаю, что можно еще сказать. Каждый герой – носитель определенного типажа. Мы видим 4 смертников, 4 охранников, которые ведут Джона Коффи на спасение женщины. В четвертой камере живет Джон Коффи. Сплошная магия! За счет того, что этот фильм строится по принципу повторов, ему задается некий ритм творения кинематографического мира. За счет стилистических, смысловых повторов и повторов цифр всё складывается в единое целое. Правильно?
Он: У 4 тоже есть символика?
Она: Да, конечно, есть.
Он: 4 стихии.
Она: 4 – священное число, но это было бы больше похоже на христианство, если бы чаще использовалась цифра 3. Тема со Святым Себастьяном, которому навешивают медальон – это нарочитая католическая пропаганда. Мне кажется, что негр немного отстранен от религиозного аспекта. Это некое стихийное, природное, божественное начало, но говорить о какой-то конкретной религии неправильно. В буддизме тоже можно совершать чудеса. Они практикуют это. Я думаю, что в любой религии это присутствует.
Он: Ты правильно говоришь. Я с тобой согласен. Говорить исключительно о христианстве нельзя. Появление Джона Коффи – божественное начало в человеке, природное и стихийное начало.
Она: Да, это некий божественный ритм, который существует везде. Вопрос с любовью – сложный вопрос в этом фильме. Когда он говорит, что заповедь Христа – это возлюбите друга друга (возлюби ближнего, как самого себя). Негр говорит о том, что эта заповедь не работает, потому что каждый день во имя любви люди губят друг друга.
Он: Меня бросило в дрожь единственный раз, когда герой Тома Хэнкса смотрел через рукопожатие, как всё было на самом деле, когда убийца Билл говорит: «Если ты любишь свою сестру, то молчи».
Она: Это показывают так просто и обыденно. Он очень быстро говорит об этом. Мы понимаем, что она любит свою сестру и молчит.
Он: Да, фраза «их любовь погубила их» погубила их не в метафорическом смысле, а реально.
Она: Герой Тома Хэнкса в конце принимает свое бессмертие, как данность.
Он: Он же стареет.
Она: Это одинокий человек, у него никого нет. Он хоронит своих знакомых, друзей, появляются новые, он снова их хоронит. Он похоронил жену, сына, поэтому его нельзя считать счастливым человеком.
Он: Это месть ему за то, что он не смог остановить казнь.
Она: Да, он говорит, что это кара за то, что он погубил невиновного. Тема любви переходит в тему одиночества. Мир строится не на законах любви.
Он: На законах одиночества?
Она: Я говорю про то, что здесь эта проблема поставлена. И негр исцеляет людей из побуждения любви к человечеству, он не может этого не делать, потому что он знает, что у него есть такой дар. Он готов помочь людям. В то же время он предостерегает людей. Он говорит, что ему не с кем поговорить, что он устал быть один. Получается, что его никто не любил. Он всегда один. Тему с девочками о том, что их любовь погубила их, я не знаю, как трактовать
Он: Это очень красиво.
Она: Это заставляет задуматься о том, что такое бывает. По идее, она должна была закричать.
Он: Это противоречие и парадокс любви, который признается как факт создателями этого фильма. Джон Коффи не родился бы, не будь любви.
Она: Огромный Джон Коффи, маленькая мышка, между которыми герой Том Хэнкса из человека, писающего кипятком, и импотента превращается в отца. В конце говорится, что у них появился сын. Это очень стандартное сюжетное клише: когда умирает какой-то выдающийся человек, рождается следующее поколение.
Он: Я еще хотел сказать о черно-белом фильме, который они смотрят.
Она: Да, это очень важно. Это кинематограф в кинематографе.
Он: Фильм называется «Цилиндр». Это фильм 35-ого года.
Она: У него очень красиво лучи расходятся, когда Коффи показывают.
Он: Да, это безумно красиво.
Она: Я вообще думала, что он воссияет на электрическом стуле, но этого не произошло.
Он: Так он же черный. Я пытался понять, почему именно «Цилиндр» смотрели герои фильма. Этот фильм о том, как двое возлюбленных, которые танцевали, попадают в ситуации, где их принимают не за тех. История, может быть, связана с тем, что Джона Коффи приняли не за того. Это слишком примитивно.
Она: Мне показалось, что это текст в тексте, кино в кино, он говорит, что они как ангелы. Для него кино – чудо.
Он: Любовь, получается – чудо. Там же про возлюбленных, они сияют.
Она: Там же еще показывается красота. Тема тела, ущербности Пола в его воспроизводительной и мочеиспускательной функции, опухоли в голове прослеживается. Получается, что человек несовершенен.
Он: Огромные размеры Джона Коффи – тоже ущербность.
Она: Нет, это его из ряда вон выходящая черта. Он нюхает землю, он смотрит на звезды – жизнь бурлит в нем. Цивилизованные люди, которые живут в современном мире, работают неполноценны. У них у всех есть изъяны, они заражены. Это инородное тело, которое изначально сидит в теле человека. Миссия Джона Коффи – извлечь эту заразу. Он говорит жене, что боится заразить ее. Получается, что какое-то зло изначально сидит в теле человека.
Он: А у Джона Коффи гиперздоровье тела?
Она: Он живет в гармонии с природой. Он сверхчеловек, который обладает чудесным природным даром, который ближе к земли, истокам, божественному откровению, нежели все люди, которые страдают от своих страстей. Забавно получилось с Перси, который хотел перейти работать в психиатрическую больницу, и в итоге сам там оказался.
Он: Это очень красивая история.
Она: Было забавно, когда он смотрел порнушку. У него была книжка «Лечение психиатрических больных», внутри которой была вклеена порно-расскраска. Он ее читал, а потом они посадили его в карцер.
Он: По делом ему.
Она: Получается, что мышь стоит выше человека. Они хотят раздавить Перси, а мышка остается жива.
Он: Перси тоже остается жить.
Она: Он остается жить, но он деструктивен, не функционирует.
Он: Эта аморфная телесно ущербная жизнь умственно ущербно.
Она: Он как растение. В нем много зла, которое можно вырвать только с его сознанием.
Он: То есть, в нем умер человек, и он стал растением.
Она: Он стал настолько заразен, что его можно излечить только так.
Он: Он попадает в лечебницу.
Она: Он излечен от злого начала.
Он: В то же время злокачественная опухоль зла извлеклась из него вместе со всем остальным.
Она: Вместе со всем его сознанием. Он был насквозь заразен. Ему ничто другое не могло помочь. В Билле же тоже живет какое-то зло, им владеет некий бес. Он тоже заражен злом. Его можно было излечить, убив его. Все получили по заслугам.
Он: Зрители фильма «Зеленая миля» получили несравненное удовольствие от просмотра. Так получается?
Она: Пожалуй, да. Зеленая миля – один из тех фильмов, который не стыдно считать любимым.
Он: Просто мне не нравится, что в нем что-то понятно, а что-то непонятно. В нем присутствует не принципиальная недосказанность, а недосказанность, как промах.
Она: Ты ожидал, когда выбегут гномики, эльфы и тролли что ли или когда мышка превратится в прекрасного принца? Саша, чудеса в жизни так и случаются.
Он: Да, понятное дело.